Дорожные новости

Статистика — наука упрямая. В среднем водители попадают в ДТП каждые 150 тысяч километров. За это время и законодательство успевает поменяться, и судебная практика. Необходимого опыта правильных решений после ДТП у большинства водителей нет. Автоблогер Юрий Панченко тезисно привёл положения, которые действуют на сегодня, и научил разным тонкостям, как выйти из неприятностей с наименьшими потерями.

Первое, что нужно запомнить: виновника ДТП назначает только суд согласно нормам Гражданского кодекса.

А что же другие законы? Пожалуйста, не путайте уголовную, административную и гражданскую ответственность водителя.

  1. Если в результате ДТП причинён тяжкий вред здоровью или смерть, то водителя привлекают к уголовной ответственности.
  2. Если нарушение ПДД, в результате которого произошло ДТП, попадает под какую-либо статью КоАП, то водителя привлекают к административной ответственности.
  3. Возмещение материального ущерба, как и назначение виновника ДТП, происходит по нормам Гражданского кодекса.

Если в отношении водителя вынесен приговор или постановление, и он их не обжаловал, то де-факто он согласился со своей виновностью как в нарушении требований ПДД, так и в совершении ДТП. И его страховая компания или он сам будут возмещать ущерб пострадавшему водителю.

Если водитель не согласен с тем, что его делают виновником ДТП, то важно не упустить время.

При возмещении материального ущерба, конечно, учитываются приговор по уголовному делу или постановление по делу об административном правонарушении. Оставим приговор в стороне — там помогает адвокат.

Что касается постановления, то его необходимо обжаловать в течение 10 дней. Совершенно не важно, чем закончится рассмотрение жалобы. Важно пройти две первые стадии обжалования, пока срок на подачу жалобы не пропущен. О чём речь?

  • Жалоба может быть сначала подана в полицию, а если она не была удовлетворена, то далее жалоба подаётся в районный суд.
  • Жаловаться в полицию на полицию — глупо. Поэтому предпочтительнее жалобу подать сразу в районный суд. Если она не была удовлетворена, то вторая инстанция — областной суд.

Если постановление после двух инстанций оставлено в силе, то далее жалоба подаётся в порядке надзора. Ограничения по срокам на подачу надзорной жалобы нет, и если есть необходимость, то жалобу можно подать в любой момент хоть через десять лет. И когда в гражданском суде речь зайдёт о том, согласился или нет водитель со своей виной в совершении правонарушения (и, следовательно, в совершении ДТП), то он с чистой совестью ответит: «Нет», — и предоставит копии жалоб.

Постановление по делу об административном правонарушении — не более чем мнение ГАИ о наличии или отсутствии со стороны водителя вины в его совершении. В гражданском суде в первую очередь устанавливается вина водителя в совершении ДТП, а во вторую очередь решается вопрос о возмещении ущерба.

Важное замечание: сотрудники ГАИ при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имеют права рассуждать о нарушении водителем какого-либо пункта ПДД. Например, в определении по отказу в возбуждении дела недопустима фраза «усматривается нарушение п.10.1 ПДД». Её необходимо изъять из определения. Делается это опять же через подачу жалобы в суд.

О подаче всех жалоб необходимо предупреждать свою страховую компанию, чтобы её сотрудники не спешили с оплатой ущерба.

На месте ДТП могут оказаться пройдохи, в том числе в лице аварийных комиссаров, которые сразу на месте предложат оплатить ущерб. Взамен потребуют подписать договор уступки (цессии). Соглашаться на данное предложение ни в коем случае нельзя. Водитель получит крохи от реального ущерба. Пройдёт пара дней, водитель опомнится, но обратиться ни в страховую компанию, ни к виновнику, чтобы получить ещё хоть какие-то выплаты, он уже не сможет.

Пострадавший водитель при наличии полиса ОСАГО у виновника в большинстве случаев, конечно, обращается за выплатой в свою страховую компанию. После обращения водителю предоставляются два варианта.

  1. Ремонт автомобиля без учёта износа заменяемых компонентов.
  2. Выплата ущерба в денежной форме с учётом износа.

Понятно, что нужно требовать ремонт, который страховая компания оплатит полностью.

Приезжать на приёмку-передачу автомобиля в организацию, которая будет проводить восстановление автомобиля, необходимо во всеоружии: со свидетелями и съёмкой всего процесса на видео. Если организация отказывает в приёмке автомобиля, то страховая компания должна выплатить ущерб без учёта износа подлежащих замене запасных частей. Добровольно она на это вряд ли пойдёт. А для суда по взысканию денег как раз и пригодятся и показания свидетелей, и видеозапись.

Страховая компания всеми силами попытается сагитировать водителя на получение компенсации в денежном эквиваленте, скромно умалчивая, что выплата пойдёт с учётом износа. В том числе может подсунуть среди других бумаг согласие на денежную выплату — большинство граждан подписывают их, не читая.

Тогда пострадавшему водителю потом бесполезно будет бежать в суд и взыскивать с виновника какие-либо средства, чтобы отремонтировать свой автомобиль: его согласие на меньшую сумму вместо ремонта является добровольным.

Когда такой иск поступает виновнику, он должен тупо стоять на своём: я купил ОСАГО, а если пострадавший не знает нормы закона — это его проблемы.

Но такая позиция уместна, если ущерб от ДТП не превышает 400 тысяч рублей.

И отдельно следует рассказать о возмещении материального ущерба в свете статьи 1079 Гражданского кодекса.

Автомобиль — источник повышенной опасности. Это означает, что он в любой момент может выйти из подчинения человека. Причин может быть множество, но они мало кого интересуют, если в результате ДТП пострадал пешеход или пассажир.

  1. При назначении выплаты пешеходу или пассажиру никого не интересует вина водителя. Даже если в ДТП виноват сам пешеход, водитель всё равно возмещает ущерб. Конечно, судья учитывает материальное положение водителя. И детей водителя из-за пешехода, виновного в ДТП, никто по миру не пустит. Но полностью освободить водителя от этих выплат судья не имеет права.
  2. В отношении водителя действует презумпция виновности. Если он докажет, что имел место форс-мажор (например, ураганный ветер, который вынес пешехода под колёса) или умысел потерпевшего (например, пешеход сам бросился под автомобиль), то его полностью освобождают от возмещения материального ущерба.
  3. Если водитель докажет, что ДТП произошло в результате грубой неосторожности пешехода или пассажира, то его освободят от всех выплат, кроме трёх:
  • возмещение вреда здоровью;
  • возмещение расходов на погребение, если пешеход или пассажир погиб;
  • возмещение ущерба в связи с потерей кормильца — если у погибшего пешехода или пассажира есть дети, то он априори считается кормильцем. И на водителя взваливают содержание детей до достижения ими 18-летнего возраста.

Все три выплаты берёт на себя ОСАГО. Но выплаты по потере кормильца всего 475 тысяч рублей. Они быстро заканчиваются, и водитель далее платит из своего кармана, повторюсь, уже доказав, что со стороны погибшего гражданина имела место грубая неосторожность.

Попутно.

  1. За действия угонщиков водитель не отвечает. Если у него угнали автомобиль и причинили кому-то ущерб, то к водителю — никаких претензий.
  2. Если в результате ДТП пострадало третье лицо, то ему всё равно, к кому предъявлять требования о возмещении ущерба: к виновнику или пострадавшему в аварии. А они там пусть сами потом разбираются, кто, кому и сколько платит.

Возвращаемся к тому, с чего начали. Редкий водитель за всю свою жизнь ни разу не попадал в ДТП. Вопрос с ДТП нужно рассматривать в другой плоскости: будет ли водитель виновником аварии или пострадавшим. И здесь всё зависит от привычек. Если сегодня водитель чуть-чуть отступил от требований ПДД, то завтра подобные нарушения он и замечать не будет. Но проблема постоянных незначительных нарушений рано или поздно может сыграть злую шутку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Статьи по теме

Close