Статистика — наука упрямая. В среднем водители попадают в ДТП каждые 150 тысяч километров. За это время и законодательство успевает поменяться, и судебная практика. Необходимого опыта правильных решений после ДТП у большинства водителей нет. Автоблогер Юрий Панченко тезисно привёл положения, которые действуют на сегодня, и научил разным тонкостям, как выйти из неприятностей с наименьшими потерями.
Первое, что нужно запомнить: виновника ДТП назначает только суд согласно нормам Гражданского кодекса.
А что же другие законы? Пожалуйста, не путайте уголовную, административную и гражданскую ответственность водителя.
- Если в результате ДТП причинён тяжкий вред здоровью или смерть, то водителя привлекают к уголовной ответственности.
- Если нарушение ПДД, в результате которого произошло ДТП, попадает под какую-либо статью КоАП, то водителя привлекают к административной ответственности.
- Возмещение материального ущерба, как и назначение виновника ДТП, происходит по нормам Гражданского кодекса.
Если в отношении водителя вынесен приговор или постановление, и он их не обжаловал, то де-факто он согласился со своей виновностью как в нарушении требований ПДД, так и в совершении ДТП. И его страховая компания или он сам будут возмещать ущерб пострадавшему водителю.
Если водитель не согласен с тем, что его делают виновником ДТП, то важно не упустить время.
При возмещении материального ущерба, конечно, учитываются приговор по уголовному делу или постановление по делу об административном правонарушении. Оставим приговор в стороне — там помогает адвокат.
Что касается постановления, то его необходимо обжаловать в течение 10 дней. Совершенно не важно, чем закончится рассмотрение жалобы. Важно пройти две первые стадии обжалования, пока срок на подачу жалобы не пропущен. О чём речь?
- Жалоба может быть сначала подана в полицию, а если она не была удовлетворена, то далее жалоба подаётся в районный суд.
- Жаловаться в полицию на полицию — глупо. Поэтому предпочтительнее жалобу подать сразу в районный суд. Если она не была удовлетворена, то вторая инстанция — областной суд.
Если постановление после двух инстанций оставлено в силе, то далее жалоба подаётся в порядке надзора. Ограничения по срокам на подачу надзорной жалобы нет, и если есть необходимость, то жалобу можно подать в любой момент хоть через десять лет. И когда в гражданском суде речь зайдёт о том, согласился или нет водитель со своей виной в совершении правонарушения (и, следовательно, в совершении ДТП), то он с чистой совестью ответит: «Нет», — и предоставит копии жалоб.
Постановление по делу об административном правонарушении — не более чем мнение ГАИ о наличии или отсутствии со стороны водителя вины в его совершении. В гражданском суде в первую очередь устанавливается вина водителя в совершении ДТП, а во вторую очередь решается вопрос о возмещении ущерба.
Важное замечание: сотрудники ГАИ при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имеют права рассуждать о нарушении водителем какого-либо пункта ПДД. Например, в определении по отказу в возбуждении дела недопустима фраза «усматривается нарушение п.10.1 ПДД». Её необходимо изъять из определения. Делается это опять же через подачу жалобы в суд.
О подаче всех жалоб необходимо предупреждать свою страховую компанию, чтобы её сотрудники не спешили с оплатой ущерба.
На месте ДТП могут оказаться пройдохи, в том числе в лице аварийных комиссаров, которые сразу на месте предложат оплатить ущерб. Взамен потребуют подписать договор уступки (цессии). Соглашаться на данное предложение ни в коем случае нельзя. Водитель получит крохи от реального ущерба. Пройдёт пара дней, водитель опомнится, но обратиться ни в страховую компанию, ни к виновнику, чтобы получить ещё хоть какие-то выплаты, он уже не сможет.
Пострадавший водитель при наличии полиса ОСАГО у виновника в большинстве случаев, конечно, обращается за выплатой в свою страховую компанию. После обращения водителю предоставляются два варианта.
- Ремонт автомобиля без учёта износа заменяемых компонентов.
- Выплата ущерба в денежной форме с учётом износа.
Понятно, что нужно требовать ремонт, который страховая компания оплатит полностью.
Приезжать на приёмку-передачу автомобиля в организацию, которая будет проводить восстановление автомобиля, необходимо во всеоружии: со свидетелями и съёмкой всего процесса на видео. Если организация отказывает в приёмке автомобиля, то страховая компания должна выплатить ущерб без учёта износа подлежащих замене запасных частей. Добровольно она на это вряд ли пойдёт. А для суда по взысканию денег как раз и пригодятся и показания свидетелей, и видеозапись.
Страховая компания всеми силами попытается сагитировать водителя на получение компенсации в денежном эквиваленте, скромно умалчивая, что выплата пойдёт с учётом износа. В том числе может подсунуть среди других бумаг согласие на денежную выплату — большинство граждан подписывают их, не читая.
Тогда пострадавшему водителю потом бесполезно будет бежать в суд и взыскивать с виновника какие-либо средства, чтобы отремонтировать свой автомобиль: его согласие на меньшую сумму вместо ремонта является добровольным.
Когда такой иск поступает виновнику, он должен тупо стоять на своём: я купил ОСАГО, а если пострадавший не знает нормы закона — это его проблемы.
Но такая позиция уместна, если ущерб от ДТП не превышает 400 тысяч рублей.
И отдельно следует рассказать о возмещении материального ущерба в свете статьи 1079 Гражданского кодекса.
Автомобиль — источник повышенной опасности. Это означает, что он в любой момент может выйти из подчинения человека. Причин может быть множество, но они мало кого интересуют, если в результате ДТП пострадал пешеход или пассажир.
- При назначении выплаты пешеходу или пассажиру никого не интересует вина водителя. Даже если в ДТП виноват сам пешеход, водитель всё равно возмещает ущерб. Конечно, судья учитывает материальное положение водителя. И детей водителя из-за пешехода, виновного в ДТП, никто по миру не пустит. Но полностью освободить водителя от этих выплат судья не имеет права.
- В отношении водителя действует презумпция виновности. Если он докажет, что имел место форс-мажор (например, ураганный ветер, который вынес пешехода под колёса) или умысел потерпевшего (например, пешеход сам бросился под автомобиль), то его полностью освобождают от возмещения материального ущерба.
- Если водитель докажет, что ДТП произошло в результате грубой неосторожности пешехода или пассажира, то его освободят от всех выплат, кроме трёх:
- возмещение вреда здоровью;
- возмещение расходов на погребение, если пешеход или пассажир погиб;
- возмещение ущерба в связи с потерей кормильца — если у погибшего пешехода или пассажира есть дети, то он априори считается кормильцем. И на водителя взваливают содержание детей до достижения ими 18-летнего возраста.
Все три выплаты берёт на себя ОСАГО. Но выплаты по потере кормильца всего 475 тысяч рублей. Они быстро заканчиваются, и водитель далее платит из своего кармана, повторюсь, уже доказав, что со стороны погибшего гражданина имела место грубая неосторожность.
Попутно.
- За действия угонщиков водитель не отвечает. Если у него угнали автомобиль и причинили кому-то ущерб, то к водителю — никаких претензий.
- Если в результате ДТП пострадало третье лицо, то ему всё равно, к кому предъявлять требования о возмещении ущерба: к виновнику или пострадавшему в аварии. А они там пусть сами потом разбираются, кто, кому и сколько платит.
Возвращаемся к тому, с чего начали. Редкий водитель за всю свою жизнь ни разу не попадал в ДТП. Вопрос с ДТП нужно рассматривать в другой плоскости: будет ли водитель виновником аварии или пострадавшим. И здесь всё зависит от привычек. Если сегодня водитель чуть-чуть отступил от требований ПДД, то завтра подобные нарушения он и замечать не будет. Но проблема постоянных незначительных нарушений рано или поздно может сыграть злую шутку.