Безопасность
В Роскачестве рассказали, как не стать жертвой мошенничества со «школьными выплатами»
Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества выявили новую схему обмана родителей школьников. Мошенники активизировались после появления информации о возможных выплатах к началу учебного года и уже начали действовать.
Суть новой схемы заключается в том, что злоумышленники рассылают сообщения в родительских чатах в Telegram и «ВКонтакте», предлагая перейти по фишинговым ссылкам для получения «выплат к школе». Обычно при переходе по таким ссылкам жертвы заполняют данные банковской карты и указывают номер телефона. Таким образом мошенники получают доступ к онлайн-банку и переводят себе все деньги со счетов доверчивых граждан.
Есть и более простая схема. Преступники просят оплатить небольшую комиссию, чтобы жертва смогла получить «выплату». В качестве предлога может использоваться оплата юридических услуг, налога или комиссии за перевод.
В Роскачестве отметили, что на федеральном уровне выплаты на подготовку детей к школе в 2024 году не предусмотрены, соответствующий законопроект только был зарегистрирован. Об этом важно помнить и не доверять непроверенной информации.
— Мы традиционно призываем относиться к любой информации в интернете с недоверием, особенно когда речь идёт о всевозможных выплатах. Мошенники успешно используют инфоповоды и, применяя методы социальной инженерии, обманывают своих жертв, — предупредил руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко.
Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо сохранять бдительность: не переходить по подозрительным ссылкам в электронной почте, социальных сетях или мессенджерах. Следует критически оценивать сообщения с чрезвычайно выгодными предложениями или, наоборот, тревожные послания, особенно если вас торопят или запугивают.
Если вы всё же ввели свои данные на подозрительном сайте, необходимо как можно скорее принять меры предосторожности. Вот что нужно сделать.
- Позвоните в банк по горячей линии и объясните ситуацию: когда и как были скомпрометированы данные. Оператор сможет заблокировать вашу карту. Это также можно сделать самостоятельно в мобильном приложении или на официальном сайте банка.
- Если вы ввели логин и пароль от профиля в мессенджере, соцсети или «Госуслуг», срочно смените пароль от личного кабинета.
- Смените пароли в других сервисах, если они совпадают с паролем от скомпрометированного личного кабинета (важно использовать уникальные пароли для каждого отдельного сервиса).
- Установите двухфакторную аутентификацию через настройки в личном кабинете. Укажите телефонный номер или другой вариант дополнительного подтверждения входа, помимо пароля.